Как привезти собаку домой?
Первый вариант: вы забираете собаку сами
Вы приезжаете, берете собаку на поводок и везете к себе домой. Попробуйте заранее представить себе этот переезд в деталях. На чем вы ее повезете? На своей машине, такси или на общественном транспорте? Узнайте, приучена ли она к переездам, к машине или автобусу. Знакома ли со снаряжением, командами? Принимая решение, обязательно учитывайте все эти детали. Давайте обсудим наиболее предсказуемые сложности, к которым стоит быть готовым, если забираешь собаку сам:
- Собака боится машин, отказывается залезать внутрь. Заманить попробовали — не получилось, времени на приучение нет, придется затаскивать насильно.
В этом случае вам может понадобиться надежный помощник и хороший намордник. Собака еще не обязана вам доверять, а приобрести опыт, когда она вас кусает — плохо и для вас, и для нее. Наденьте на собаку намордник, даже если вам кажется, что она смирная и защищаться не собирается. После того, как вы затащили ее в машину, намордник не снимайте, так как все время пути помощнику, возможно, придется удерживать собаку, и вы пока не знаете, насколько сильно она будет нервничать, бояться, рваться и пытаться залезть на голову водителю… Есть, конечно, еще варианты — ремень безопасности для собак, гамак, клетка. Вся эта амуниция позволит вам избежать чрезмерных проблем при транспортировке, даже если пес будет вести себя ужасно. Приучать его к машине вы сможете позже, примерно через месяц, когда уже появятся первые ростки контакта между вами.
Наденьте на собаку ошейник или шлейку, а еще лучше и то, и другое, и пристегните поводки к обоим. Адресник повесьте на ошейник. Испуганная собака может и в окно выскочить, и проскользнуть в приоткрывшуюся дверцу машины. Вы еще не знаете эту собаку, так что готовьтесь к худшему. Она вас тоже еще не знает, поэтому может паниковать и вести себя так, как никогда не станет в будущем — когда она вас полюбит. Но первое путешествие — серьезное испытание.
Некоторые собаки могут особенно сильно сопротивляться, паниковать, если вы будете тянуть за поводок, пристегнутый к ошейнику. У них это ощущение мгновенно вызовет из памяти ассоциацию с отловом, когда их ловят специальной удавкой на палке. Если вы видите, что собака упирается, душится на ошейнике, затаскивайте ее за другой поводок, пристегнутый к шлейке, или попробуйте поднимать за ремни шлейки, как чемодан, чтобы добиться своего, но при этом не заставлять животное вспоминать травмировавший его опыт прошлого.
- Собака нормально залезла в машину, но внутри сходит с ума, прыгает по салону, скулит и лает, писается-какается, пытается ободрать салон.
Надежный помощник, намордник и поводок, как в прошлом пункте, плюс покрывало на сидения, пакеты и влажные салфетки будут очень кстати. Застелите кресла в машине несколькими слоями: впитывающие пеленки, гамак, сверху плед, и в углы — тоже впитывающие пеленки (собаки часто, когда их тошнит в машине, «роют ямку» между сиденьем и дверью). Если у вас есть час времени в запасе, вы видите, что собака очень беспокоится в машине, тяжело дышит, то можно попробовать проехать несколько сотен метров, потом постоять, подождать, пока она хоть немного успокоится, а затем вывести ее на поводке пройтись 10 минут. Очень вероятно, она тут же сядет какать — это просто прекрасно, потому что тогда, скорее всего, она поедет дальше уже спокойнее (и не «наделает» в салоне). Предложите собаке попить. Пройдитесь, а потом снова — намордник, и спокойно, но твердо — в машину. И еще через полчаса можно сделать остановку и прогулку еще на 10 минут. Конечно, ни в коем случае с поводка не спускайте и не пробуйте «а вдруг и без намордника ничего не случится?» Лучше предупредить любую вероятность проблемы на этом этапе.
В дороге старайтесь следить за своим дыханием, за тоном разговора — за всем тем, что позволит собаке чувствовать: вы спокойны и уверенны в себе, вы знаете, что делать. Так и ей будет спокойнее.
- Собака ведет себя нормально, не слишком активно, но у нее рекой текут слюни — это значит, что ее укачивает и, наверное, скоро стошнит. Тут тоже полезно сделать перерыв в поездке, пройтись с собакой на поводке. Можно попробовать подсовывать маленькие кусочки лакомства не для того, чтобы покормить, а чтобы отвлечь, и занять ее пищеварительную систему более приятным делом, чем спазмы. Бывает, что это помогает. А бывает, что не помогает ничего, и пока щенок не станет взрослым, или пока собака не привыкнет к машине, их будет укачивать в дороге. Тогда влажные салфетки, пакеты и терпение — это все, что вы можете применить. В будущем, впрочем, если укачивание продолжится, вы сможете посоветоваться с ветврачом. Иногда успокоительные и лекарства от укачивания могут помочь. Но в первое знакомство с собакой не давайте ей лекарств: вы еще не знаете, какие у нее могут быть аллергические реакции, да и лечить до того, как она признала в вас хозяина, будет очень трудно. Впрочем, нередко собаки живут у куратора некоторое время прежде, чем обретают хозяина. В таком случае можно дать лекарство заранее, проверить, есть ли аллергия, и если нет — тогда дать и перед поездкой. Обо всем этом также лучше посоветоваться с ветврачом.
- В общественном транспорте можно ожидать от собаки всего того же и плюс к этому навязчивые и, временами, дурацкие советы от окружающих. Приложите все возможные усилия для того, чтобы все-таки везти собаку на машине: это быстрее, и многие трудности вам самим будет перенести гораздо легче физически и психологически.
- Еще один вариант — собаку вам прислали на самолете посылкой «карго». Тут в общем-то все то же самое, с маленькой оговоркой. Если на собаке нет ошейника, подумайте о том, чтобы прямо в клетке погрузить ее в машину, а выпустить из клетки уже дома. Некоторые собаки очень тяжело переносят полет и, как только клетку приоткрывают, выскакивают из нее, проявляя невероятную изворотливость. А поймать в аэропорту испуганную собаку, которая вас еще совсем не знает очень трудно.
В поездках с собакой начинающие хозяева часто впадают в одну из двух крайностей. Одни стараются показать ей, что они добрые-добрые, милые-милые и готовы идти на уступки во всем. Такое поведение неуместно в данной ситуации, ведь оно помогает собаке сохранить страхи, а не уехать с вами. Другая крайность — сразу попытаться показать животному, «кто здесь хозяин», начать проявлять себя как лидер в том виде, в котором это обычно понимают люди (а не собаки). Такое поведение также неуместно: ей и так страшно.
Не бойтесь удерживать собаку в дороге, заставлять идти за вами, даже если она сопротивляется, визжит и рвется на поводке. Убедитесь, что не делаете ей больно. Не повышайте голос. Не дергайте поводок, не хватайте грубо. В то же время, не обязательно говорить ей только слова похвалы, можно и давать команды (если она их знает), и просто говорить с ней настойчиво, строго.
Так или иначе, в дороге вы знаете куда идти и что делать, а собака не знает. И, если вы ведете себя терпеливо и спокойно, то это ваше поведение и есть ее по-настоящему сильное первое впечатление о вас. И затем вы вводите собаку в дом, даете ей воду, еду, отдых. В результате впечатления собаки от дороги, даже самой тяжелой, должны остаться такими: с этим человеком я не пропаду, он знает, как лучше, и с ним все испытания заканчиваются благополучно.
История из жизни
<…> Пока я в какой-то спокойный день на работе лазила по сайтам приютов, моя подруга начала атаковать меня фотками алабаев из сообщества неравнодушных к «азиатам» людей. Я давно знала их и по работе (они лечат своих подопечных в нашей клинике) и лично (несколько лет назад у меня жил недолгое время алабай из их фонда, с тяжелой врожденной патологией сердца). И внезапно там среди этих фоток оказался сенбернар. Молодой кобель, который убежал от хозяев на улице. Когда их нашли по клейму, забирать его не захотели, так как у него сложный характер. Я поехала посмотреть его, увидела это невоспитанное вонючее чудовище, которое не умело ходить на поводке, разгоняло с рыком парней из персонала передержки и… уехала с ним в своей маленькой машинке.
<…>Ни разу у меня не было идеи отдать его обратно, хотя и впрямь проблемы с характером были — он кидался на детей любого возраста, на собак, не умел отдавать игрушки и обозначал агрессию, когда пытались у него что-то забирать.
Татьяна Краснова про Бари (сенбернара, кобеля, 3 лет, вес 65 кг, был взят в дом в 1,5 года)