Конюшенные будни лошади
Вы приходите на конюшню и смотрите на местных обитателей. Те, что сейчас не гуляют, стоят в денниках. Одна лошадь спит, ее уши расслаблены, нижняя губа отвисла. Другая с интересом смотрит на вас. Потеряв терпение, она бьет копытом по двери денника и полу, потом, скрежеща зубами, резко вскидывает голову к соседке — но не может достать ту из-за решетки, разделяющей денники. Соседка смотрит на вас, потом разворачивается, бегает кругами по деннику. Временами она останавливается, закладывает уши, и снова — она заметно нервничает и злится. Обе лошади привлекают ваше внимание и заранее вызывают симпатию. Может быть у вас нет особого желания заходить к той нервной лошади, но ее искренность и непосредственность тоже находят отклик в вашем сердце. Вы подсчитываете, сколько же здесь лошадей, и вдруг замечаете, что не посчитали одну из них. Она стоит равнодушно, глаза открыты, но ничто вокруг не привлекает ее взгляда. Вы учитываете ее в счете и тут же отводите взгляд на другие денники с более привлекательными жителями.
Почему так по-разному ведут себя лошади в конюшне? Конечно, дело в том, что они по-разному воспринимают окружающую их действительность. Восприятие действительности связано с разным жизненным опытом и генетическими предпосылками (темпераментом, здоровьем, подходящим для ее основной работы строением тела и т. д.). Осматривая лошадь, которую вам предлагают купить или с которой вам предстоит теперь работать, первое, что вы делаете — оцениваете ее общий внешний вид. Это интуитивная оценка позволяет вам сравнить данную лошадь с теми, которых вы встречали на своем жизненном пути раньше. Дело не только в приобретенном опыте. Мы обладаем и врожденными механизмами для оценки живых существ. Например, нас с первого взгляда отталкивает асимметричное лицо или тело, асимметричные пятна привлекают внимание, а четкая симметрия инстинктивно привлекательна. Мы привязываемся к детям, друзьям, любимым и, конечно, животным. Симметричность, общая гармония внешности заставляет привязанность возникать быстрее и, зачастую, сильнее. К недоношенным детям, детям с тяжелыми физическими нарушениями, как показали многочисленные исследования психологов, привязанность может быть не менее сильной, и все же она возникает медленнее родители таких детей больше нуждаются в поддержке близких людей, для создания нормальных теплых отношений с новорожденными. Есть у нас и внутреннее понятие о нормальной подвижности живых существ — и детей, и животных. Они позволяют нам отличать болезненное перевозбуждение или апатию.
В остальном, нам помогает жизненный опыт. Лошадь, постоянно закладывающая уши, заставляет нас вспомнить неприятные ситуации с лошадьми, в которые мы попадали раньше. Впрочем опыт может и обманывать нас. Когда-то, возможно вы имели массу неприятностей с рыжей лошадью, которая и до сих пор иногда снится вам в кошмарных снах. После нее вы начали предвзято относиться ко всем рыжим (или серым, вороным, с сорочьми глазами и т.д.). Для того, чтобы быстро и правильно оценить характер лошади и причины возникающих с ней проблем необходимо разделить свое впечатление на несколько составляющих. Первое — ваша интуиция. Второе — предположения, суеверия, предрассудки. Возможно, что-то из этих предположений не лишено здравого смысла и в будущем они будут научно доказаны, но сегодня они могут быть лишь субъективной точкой зрения. И, наконец, третье — то, что доказано исследованиями и то, что достоверно статистически — из 100 лошадей 90 поступают так, а не иначе.