Лошадиная дружба
Жеребенок следует за кобылой, как будто он привязан к ней невидимой нитью. Эта нить – привязанность, о которой мы говорили в самом начале главы. К тому времени как жеребенку исполняется три месяца, ниточка становится чуть тоньше и длиннее, он отходит от матери все чаще и все дальше. Чем старше он становится, тем больше начинает играть со сверстниками, у него появляются собственные симпатии и антипатии в табуне. Ниточка, связывающая его с матерью, становится длинной и тонкой. Годовичок все еще много времени проводит около матери, но, когда она уходит рожать, он остается в табуне. Со времени его рождения он приобрел несколько других прочных ниточек – привязанностей – которые соединили его с табуном и с отдельными его членами. Теперь, мать перестала быть для него центром вселенной, и большая часть его жизни крутится вокруг его друзей.
Лошади – преданные друзья, но что такое «лошадиная дружба», в чем именно она заключается, каких животных связывает и откуда происходит, сказать совсем непросто. Ясно лишь одно – лошади сбиваются в табун не из принципа «лучше вместе, чем врозь». Они всегда знают друг друга лично и имеют о каждом члене своей группы собственное мнение. На конюшне мы часто видим жеребца, бурно реагирующего на любую проходящую кобылу и агрессивного к любому жеребцу. Многие люди считают это естественным, но на самом деле это лишь последствие недостатка общения, раннего отъема от матери. При табунном содержании, жеребец отгоняет от своего косяка чужих кобыл также как и жеребцов, а жеребцов из соседних косяков знает лично и при встрече ограничивается ритуальным приветствием.
Дружба может возникать между двумя кобылками, двумя жеребчиками или кобылкой и жеребчиком. В большинстве случаев дружба связывает двух лошадей, иногда в компании участвуют трое и даже четверо животных. Друзья могут быть сверстниками или животными разного возраста. Не зависит дружба и от родственных уз. Итак, мы можем назвать довольно много типов дружбы у лошадей: мать и ее взрослая дочь, две кобылы сверстницы из одного косяка или из разных групп, взрослые кобыла и жеребец, жеребята одного или обоих полов, жеребята разного возраста, два жеребца разного возраста. Дружба двух лошадей может проявляться в частой пастьбе поблизости друг от друга, груминге, приветствии при встрече (ржание, обнюхивание, груминг), беспокойстве при разлучении (ржание, общее возбуждение, попытки прорваться друг к другу). Другие лошади не так явно проявляют свою дружбу и привязанность к группе, и только беспокоятся при попытке группу разделить.
Материнско-детская привязанность довольно часто перерастает в дружбу, если лошади остаются в одной группе. Дружеские отношения двух кобыл сверстниц часто возникают уже во взрослом возрасте, при этом характерно, что кобылы примерно равны по силе и имеют похожий иерархический ранг. Привязанность кобылы к жеребцу может быть различной силы. Жеребец, затабунивает кобылу и принуждает оставаться в его косяке. Постепенно она привязывается к нему и остается там даже в его отсутствие. Однако со временем ее может отбить другой жеребец и тогда она покидает группу. В другом случае привязанность может быть более сильной и личной. Косячный жеребец может быть побежден, но его кобыла отвергает ухаживания чужака и возвращаться в прежнюю группу. Также и жеребец: за некоторыми кобылами он внимательно следит лишь в сезон размножения, с другими предпочитает пастись поблизости и груминговать в течение всего года. Дружеская привязанность жеребца и кобылы или двух кобыл может произрастать из детской дружбы. К году у жеребят есть явные предпочтения в табуне, с одними сверстниками они общаются чаще, с другими – реже. К двум годам они держаться постоянными компаниями из двух-трех животных и легко переходят из одного косяка в другой. Хотя обычно к этому времени лошади достигают половой зрелости, они еще не вступают в размножение. Даже при наступлении охоты, кобылки реагируют агрессивно на ухаживания жеребцов, кроме, разве что, груминга. Косячные жеребцы не проявляют интереса к молодым кобылам, особенно из своего косяка, но они подавляют любые проявления иерархического и полового поведения молодых жеребчиков на территории своей группы. Таким образом, когда жеребчик достигает половой зрелости, он вынужден постоянно терпеть угрозы со стороны и кобыл, и старших жеребцов. Судьба его складывается по одному из трех обычных сценариев. Либо он создает собственный косяк со одной кобылой-подругой, либо остается в родительском табуне, всегда подчиняясь вожаку и не имея собственного гарема, либо покидает родительскую группу и, обычно, присоединяется к холостяковому табуну. Конечно с годами все может измениться, но в первых двух случаях его дружеская привязанность с кобылой сохраняется с детства, а в третьем случае, самом распространенном, она рушится и создается заново позже.
Кобылы-подруги обычно равны по силе и занимают похожую иерархическую ступень. В отличие от них, жеребцы-друзья обычно неравны. Один из них – вожак табуна, второй, его адъютант, младше и слабее. Жеребцы неагрессивны к жеребятам и подрастающим жеребчикам до двух лет. Некоторые умные жеребята научаются этим пользоваться. Индивидуальная дистанция у вожака большая, и никто не осмеливается нарушать ее границы, кроме жеребят. Их внешний вид гасит агрессию вожака, и жеребенок чувствует себя в полной безопасности: жеребец его не тронет, а остальные взрослые лошади не будут проявлять агрессии так близко от доминанта. Постепенно жеребец привыкает к постоянному присутствию компаньона, и они продолжают пастись поблизости и груминговать, когда жеребенок становится взрослым. Он всегда занимает подчиненное положение и не имеет своих кобыл. Говоря про лошадей, приходится постоянно делать отступления в сторону исключений слишком частых, чтобы быть исключениями: жеребец-адъютант может ухаживать за кобылой, иногда оставлять потомство, иногда создавать собственный косяк с уведенной из гарема кобылой. Единственное необходимое условие его мирного сосуществования при вожаке – это подчинение; жеребец-адъютант не демонстрирует иерархического и территориального поведения. И еще одно отступление – адъютантом вожака может становиться молодая кобыла. В таком случае, по мере ее взросления, она входит в маточную группу жеребца. Интересно также отметить, что хотя жеребцы и способны дружить между собой, все же в холостяковом табуне дружеская привязанность возникает редко. Лошади предпочитают жить в группе, но, когда есть возможность, уходят из табуна жеребцов и создают собственную семью. Косяки обычно стабильны, одни и те же лошади живут в них более десяти лет, а холостяковые табуны, наоборот, постоянно меняют свой состав.