Рубрика книги о бездомных собаках

Не берите четвертую собаку!

Не берите четвертую собаку!Все начинается с того, что человек знакомится с какой-то симпатичной собакой и не может пройти мимо. Он сомневается, так как не чувствует достаточно опыта или побаивается брать «бесхозного» пса, или потому, что в доме уже есть одна собака, которую тщательно выбирали, воспитывали, холили и лелеяли.
Однако, решение принимается, и собак становится две. Предположим, все проходит благополучно, новая приходится по душе и сдружается с первой. На этом многие люди останавливаются, и так и держат — по одной-две собаки в семье. Но бывает и так, что у хозяина появляется обманчивое чувство, будто «где одна, там и две, где две, там и три». И ведь столько еще таких же прекрасных песиков страдают, голодают, мерзнут и прозябают без хозяина…

Тогда очень скоро в доме появляется третья собака, нередко — щенок или пес с серьезными проблемами здоровья или поведения. С двумя собаками может случиться такое везение, что они едят одну и ту же еду, гуляют в одном и том же стиле и не заболевают синхронно, поглощая все деньги, накопленные на этот «черный день». С тремя собаками такой удачи не жди — у них будут разные и большие потребности. И дело не только в разных характерах. Нехватка пространства, физической активности, индивидуального внимания и динамика взаимоотношений внутри группы животных создают питательную среду для развития проблем в поведении. Прогулки превращаются в кошмар: одна собака убегает и вываливается в тухлятине, вторая тащится позади, вне поля зрения хозяина, что-то подбирает и травится, третья нападает на соседей, и отношения с ними у хозяина резко портятся. Дома третья собака оставаться отказывается, квартира превращается в нечто, вечно требующее ремонта. Проблемы с желудочно-кишечным трактом у всех трех собак. У породистой первой — из-за аллергии, у второй и третьей — из-за болезней, плохого питания в раннем возрасте, неконтролируемого «помойничества» и стресса. Обычно попытки справиться с проблемами приводят хозяина в интернет-сообщества, где люди спрашивают и поддерживают друг друга, обмениваются советами.

Хозяин прикладывает усилия и до какой-то степени справляется. Проблемы остаются, но они терпимы, привычны и вписаны в повседневность. А так как человек остается во всевозможных сообществах помощи собакам, очень скоро на глаза ему попадается объявление, заставляющее людей думать, что они — единственная и последняя надежда для некой собаки. И хозяин соглашается приютить четвертую собаку, пока ей не будет найден постоянный дом.

Детали истории «накопления» питомцев могут быть другими. Да и спасение животных здесь не при чем. Проблемы заводчиков, в которых зоозащитники привыкли видеть чуть ли не врагов, точно такие же: каких-то щенков не удалось продать, каких-то вернули, какого-то ценного пса невозможно не купить…, и вот уже число подопечных перевалило за критическое. И для спасателей собак, и для заводчиков общие черты истории таковы. У человека была социальная жизнь (друзья, семья, праздники, путешествия) и работа (самореализация, карьера, финансовые планы). По мере увеличения в доме числа собак (а также, обычно, кошек) социальная жизнь человека сузилась до минимума. Домочадцы крутят пальцем у виска, супружеская жизнь трещит по швам и разваливается, друзья сочувствуют, но в гости больше не приходят. На встречи в кафе у человека уже нет денег, да и уход из дома означает очередные разрушения в квартире и жалобы соседей. Работа давно потеряна, либо превратилась в малодоходный фриланс, с гибким графиком, позволяющим мыть свою хронически загаженную квартиру и выгуливать псов. А если на выгул не остается сил, все становится еще хуже.

«Проклятие четвертой собаки» несет больше всего страданий самим собакам. У хозяина нет ни сил, ни времени, чтобы заниматься с ними, играть, воспитывать. Нет денег, чтобы пригласить специалиста и наладить полноценную диету (для каждой из имеющихся!), купить для каждой необходимое и подходящее именно ей снаряжение. Бывает, что собак нельзя выгуливать одновременно, но попробуйте выгулять четырех, дав им необходимые 2–3 часа в день каждой… Нередко щенков в таких домах начинают выгуливать позже, и выводят на несколько минут в день. Все это усугубляет проблемы нечистоплотности у питомцев. Нехватка физической нагрузки приводит к деструктивному поведению и вою в одиночестве. Хозяева, возможно, еще надеются пристроить последнюю собаку в чей-нибудь дом, но это редко удается. Поставьте себя на место ее потенциального хозяина, и вы легко поймете, почему из таких семей собак берут неохотно.

Мы пишем здесь о психически здоровых людях, которые запустили ситуацию и оказались в трудном положении. В какой момент самоконтроль будет утрачен окончательно и человек станет «хордером»*, никто не скажет… Если вы узнаёте себя в этой истории (пусть даже в очень небольшой степени), поймите, что ваша ситуация — не уникальна и что вы рискуете своим здоровьем и благополучием животных, которым, мы в этом не сомневаемся, вы желаете только добра. Как в самолете: сперва воздушную маску на себя, а потом на ребенка. Как бы сильно не было желание родителя спасти ребенка, даже ценой своей жизни, именно оставаясь живым, здоровым, мыслящим, он оставляет ребенку больше шансов на спасение.

Если вы берете в дом четвертую собаку, вы создаете частный приют. Осознание, что вы делаете в реальности, отказ от иллюзий — жизненно важно. Если вы хотите просто держать собак дома и предпочитаете взять их с улицы или из приюта — прекрасно! Вы продолжаете свою жизнь так, как вы ее видите. Если вы любите путешествовать, то можете позволить себе одну маленькую собачку (в салон самолета разрешается обычно взять одну собаку на одного пассажира) или максимум двух больших для участия в автомобильных путешествиях. Любимец не будет счастлив часто летать в багажном отсеке самолета или то и дело оставаться на передержке, пока вы уезжаете. Если в вашей жизни главное — это семья и дети, можно завести одну-две дружелюбных собаки, и у вас хватит времени, чтобы воспитывать питомцев и уделять достаточное внимание детям. Рассуждайте с этой же точки зрения, если вы много времени проводите на работе или для вашего психологического комфорта важно жить в красивом стильном доме. Возьмите столько собак и таких, которые вольются в вашу жизнь. В этом случае не бывает «слишком мало», а «слишком много» — бывает.

Другое дело, если для вас важнее всех путешествий, карьеры или семьи — помощь домашним животным. Это тоже прекрасно! Не все люди хотят куда-то ездить, не все чувствуют потребность становиться родителями или достигать высоких должностей на службе. Однако, выбрав помощь собакам как дело своей жизни, занимайтесь им ответственно и осознанно: четыре питомца — это приют для животных. Если вы берете четвертую, пятую и так далее собаку, приют должен стать вашим основным местом работы. И вы должны начинать думать о бюджете, нормах пространства и выгула, и о том, о чем хозяева предпочитают не думать: об организации карантина для заболевших, регулярной дезинфекции, ежедневных плановых осмотрах животных, ведении отчетов, утилизации отходов (собаки смертны, и законом запрещено их «просто хоронить») … Иначе ситуация быстро выйдет из-под контроля, и вот, вы уже не помогаете животным, а лишаете их шанса на лучшую жизнь. При правильном менеджменте приюта, собака получает своевременную ветеринарную помощь, достаточный выгул, физический комфорт, развлечения и обучение, а, главное, вся система работает на то, чтобы найти ей достойную семью. Оглянитесь вокруг — и вы увидите, что люди, которые держат четырех собак как «просто любимцев», а не как приют, создают им худшие условия жизни, чем прописаны в нормах содержания.


* Хордер — собиратель животных. Хординг, или патологическое накопительство — психическое заболевание,
относящееся по классификации к обсессивно-компульсивным расстройствам (ОКР). Хординг характеризуется чрезмерным приобретением и неспособностью или нежеланием выбрасывать большое количество предметов. Накопительство животных — одна из форм хординга. Страдающие этим расстройством люди могут осознавать иррациональность своего поведения и вред, который они наносят питомцам, но испытывают чрезвычайную эмоциональную привязанность к животным или предметам, и не способны отказаться от них самостоятельно. В других случаях хординг может сопровождаться другими нарушениями психики, которые препятствуют объективной оценке своих действий в отношении питомцев. В мировой судебной практике хордеров не осуждают за жестокое обращение с животными, но отбирают питомцев и лишают права держать их в будущем. В некоторых странах налажена социальная работа и группы поддержки для людей с ОКР, в том числе такой его формой, как хординг.