Книга "О чем думает лошадь"

Порода

Черты характера наследуются так же как и любые другие характеристики лошади — высокий рост, прямая спина, масть и т.д. Один из часто используемых «инструментов» селекционера — инбридинг (близкородственное скрещивание). В сильно упрощенном виде это можно объяснить так: на конный завод поступает выдающийся жеребец, например, рыжей масти, выигравший множество скачек. Зоотехник проводит случку с гнедой кобылой подходящей линии и получает симпатичную гнедую кобылку. Доля крови выдающегося победителя скачек в ней — 50%. Чтобы повторить в потомстве гены победителя, зоотехник может случить кобылку с ее отцом (с точки зрения поведения это будет возможно, если нормальная структура табуна нарушена, жеребец не знаком со своими детьми, как это обычно и бывает на крупных конных заводах). Теперь потомство кобылы получает 50% генов жеребца и его же 25% от кобылы (дочери того же жеребца) — то есть 75% крови победителя. При этом больше шансов, что нужные для скорости и победы на скачках гены передадутся жеребенку, который в свою очередь станет победителем. Но одновременно с ценными генами могут передаваться и бесполезные признаки. Для участия в скачках масть не имеет значения. Кобылка от гнедой кобылы и рыжего жеребца родилась гнедой масти, а ее жеребенок от того же рыжего жеребца с вероятностью 50% будет рыжий. Эта масть передалась от жеребца через его дочь и может закрепиться в потомстве, хотя она и рецессивна (ее подавляют все остальные масти). Также могут передаваться генетические болезни. Получается, что увеличивая долю генов победителя для победы в скачках его потомства, зоотехник увеличивает и долю «плохих» генов и «бесполезных», как в данном случае рыжая масть. По этой причине инбридинг редко используется в первом поколении (детей не случают с родителями), но даже и с меньшей степенью инбридинга (внуки или правнуки одного деда и т.п.) вскоре в линии одних генов становится все больше.

Если вы почитаете историю пород лошадей, то заметите, что в основе каждой из них стоят один-два выдающихся производителя прошлого, как три восточных жеребца в основе чистокровной верховой породы. Если племенную книгу закрыть и разводить породу в чистоте, то есть не скрещивая лошадей этой породы с какой-то другой, то неминуемо генетическое разнообразие в породе будет снижаться. Так за три столетия доли генов двух восточных жеребцов все уменьшались и современные чистокровные верховые несут в себе 95% генов Дарлей Арабиана, как это доказали в 2001 г. генетические исследования Е. Куннингама с коллегами. Талантливым селекционерам удается балансировать между опасностью генетических заболеваний и закреплением нужного признака в породе, так что при определенной численности представителей породы, сама порода остается в относительной безопасности.

Все виды животных имеют разную чувствительность к инбридингу. Многолетние близкородственные скрещивания антилоп гну в исследованиях заповедника Аскания-Нова не привели ни к каким пагубным последствиям — гну не чувствительны к инбридингу. Возможно это связано с их агрессивностью: если кто-то в стаде получает даже небольшую травму и начинает хромать, его забивают сородичи. Такой жестокий отбор уничтожил многие генетические заболевания. Впрочем это все еще спорный вопрос. Лошади очень чувствительны к инбридингу, у них встречается множество генетических заболеваний, вроде атаксии, крипторхизма, стерильности, искривления ног, «открытой пасти», гемофилии и пр. Это сильно уменьшает зоотехнические возможности. Сравните с собаками — рядом с человеком живут и мопсы, и таксы, и левретки. Человек, словно насмехаясь над Природой, усилил все возможные генетические уродства, тщательно искоренявшиеся естественным отбором в диких предках собак. Все это оказалось возможным не только из-за того, что выживание собак обеспечивал человек — он обеспечивает и выживание лошадей, но и потому, что собаки способны жить с такими телами, мордами и лапами. Усиленных селекцией уродств лошадей гораздо меньше — миниатюрные лошади, преувеличенные экземпляры тяжеловозов, лошади-альбиносы, да странные, сильно выделяющиеся типы «сухих» ахалтекинских лошадей и арабских, с укороченными формами и недостающими позвонками. Все они жизнеспособны и могут восстанавливать более «нормальную» конституцию, если это оказывается необходимо. Собаки теряют эту возможность. Современные немецкие овчарки с «горбатыми» спинами при больших физических нагрузках в большой степени теряют уродливый (на взгляд биолога), но выставочный вид, и способны выжить без человека. Несчастные английские бульдоги, «квазимодо» среди собак, лишены этой надежды. Тем печальнее знать, что у многих из изуродованных селекцией «друзей человека» замечательный, присущий лишь этой породе характер.

В мире не так много можно насчитать пород лошадей с закрытой племенной книгой. Многим спортивным породам допустимо прилитие крови другой породы до ¾. По этой причине большинство пород лошадей не имеет определенного характера. Покупая щенка большого пуделя, вы можете быть уверены, что эта собака не покусает соседского ребенка (и не защитит вас от грабителя), научится чему угодно (но не станет подчиняться четко, почти автоматически, к чему способны многие овчарки), будет вздыхать, когда вздыхаете вы (но будет оглядываться на вас, принимая любые решения). И если вам не нравятся эти черты характера, присущие большинству собак данной породы, вы возьмете щенка бассета, колли или сеттера, каждый из которых обладает своими ценными качествами и их обратными сторонами. Покупая лошадь, вам будет гораздо сложнее угадать ее будущий характер по одной лишь породе. Что мы можем сказать о представителе буденновской породы на ¾ чистокровной верховой?

Если бы мы искали яркие породные черты характера, то имели бы больше шансов найти их среди чистокровных лошадей и старых пород, которые сохраняются в чистоте. К таким относятся, чистокровная верховая, арабская, ахалтекинская лошади, орловский рысак, андалузская лошадь («картезианская» линия в породе), фризская, фьорды, пони камаргу и другие. Чистокровной верховой обычно приписывают темпераментность, нервозность, иногда агрессивность; арабской — добронравие, кротость и пугливость; андалузцам — смелость, гордость; фризской породе — склонность к лидерству, ум; фьордам — спокойствие, рассудительность и упрямство, так же как и пони камаргу и другим породам пони и большинству местных пород лошадей. Для научной, объективной оценки характера породы нужен критерий, подобрать который оказывается не так уж просто. Возможно в этом причина сравнительно небольшого количества научных работ по породным различиям в поведении лошадей. Практически все эти работы заканчиваются выводом: по данному критерию изученные породы не отличаются, хотя по нему различаются лошади, выращенные в разных условиях, лошади разного пола, возраста, специализации. Из этого мы можем сделать вывод, что либо подходящий критерий еще не найден, либо у пород лошадей нет своих поведенческих особенностей, отличающих их от всех остальных.

В тестах американских ученых из Калифорнии, Д. Мадера и Е. Прайса, квотерхорсы лучше решали задачи, чем чистокровные верховые, однако гораздо сильнее различия были связаны с индивидуальными эмоциональными особенностями лошадей, их предшествующим уровнем обучения, возрастом. Последние различия перекрывали найденные породные особенности. Не было найдено отличий в одиннадцати стандартных поведенческих тестах между уэльскими пони и арабскими лошадьми, квотерхорсами и першеронами, дартмурскими пони и чистокровными верховыми в серии диссертационных работ Честерского университета Великобритании. Французский ученый М. Хаусбергер с коллегами исследовал более 700 лошадей, пытаясь выявить взаимосвязь генетических факторов (порода, линия, пол) и внешних условий (жилище, тип работы, возможность общения и т.д.). Он нашел, что некоторые особенности поведения с большей вероятностью передаются генетически (пугливость), а такие поведенческие особенности, как дружелюбие, общительность, способности к обучению и многие другие зависят от жизненного опыта лошади. Человеку удалось разбить поведение собаки на отдельные комплексы и закрепить их в породах, также как и разнообразные внешние черты. Лошади не терпят высокой степени инбридинга и в их породах не закрепляются сильные изменения внешности, как не сохраняются определенные черты характера.