Равнодушные лошади
Помните, в начале этой главы книги мы с вами наблюдали за обитателями воображаемой конюшни. На любой реальной конюшне вы наверняка встретите те же типы характеров – спящую лошадь, привыкшую к посещениям незнакомых людей, ее нервозную и активную соседку, и равнодушную, которую так легко пропустить в счете. Возможно вы не встретите лошадь, бегающую кругами по деннику. В конюшнях, где стараются создать для животных наилучшие условия, вредными привычками страдают в основном те лошади, которые приобрели их в прежних местах проживания. Лишь в исключительных случаях не удается предотвратить развитие порока в конюшне, где лошади получают действительно все необходимое для их физического и психологического здоровья.
В реальной конюшне живут самые разные лошади, и характер каждой из них создает предрасположенность к той или иной проблеме поведения. Любое достоинство лошади при несчастном стечении обстоятельств может стать причиной проблемы. Активность и подвижность – это преимущество лошади, если с ней работает опытный и спокойный тренер. Для новичка эти качества лошади – скорее недостаток, потому что он не успевает отреагировать на какие-то действия животного, и в результате начинает бояться его. Не встречается идеальных характеров, также как нет одинаковых представлений об идеале.
Равнодушную лошадь, молча и неподвижно стоящую в деннике, мы могли бы назвать лишь одним из типов характера лошади. Таких лошадей очень много и настораживает лишь одно – обычно у них бывает очень похожая история жизни, то есть сходство их характеров порождается сходством в их судьбах. Обычно эти лошади часто меняли хозяев и всадников, не проявляли таланта или хотя бы способностей ни в одной деятельности и часто бывали столь безобидны, что их долго использовали в прокате. Равнодушие стало их постоянным состоянием и в конюшне, и в поле. Нередко они избегают общения с другими лошадьми, хотя явно и не боятся сородичей. Если бы можно было проследить всю цепочку ее хозяев до самого раннего жеребячьего возраста, возможно вы удивились бы услышав, что эта лошадь была когда-то игривой, веселой и общительной, что ее любили за кротость и прочили ей большое будущее.
Что же могло случиться в ее жизни, что она стала ко всему равнодушна? Или это все же ее настоящий характер, а не проблема поведения? И можно ли снова вернуть ее к жизни? На все эти вопросы мы можем дать лишь ответ-предположение, так как это поведение, которое легче всего было бы назвать депрессией, мало кто считает проблемой поведения – ведь это не проблема для человека. Возможно дело в отсутствии чувства контроля над происходящим, при котором более активная лошадь начала бы сопротивляться, а спокойная и кроткая по характеру лошадь предпочла уйти в себя. Если это так, то развитие чувства контроля, налаживание контакта с одним человеком, желательно постоянным хозяином лошади, могло бы полностью преобразить характер животного. Контакт с человек и взаимопонимание – это тема для обсуждения в заключительной главе нашей книги.