Книга "О чем думает лошадь"

Импринтинг

Если гусенок, утенок или цыпленок, вылупившись из яйца, увидят вместо своей мамы-птицы человека, то они будут считать его своей мамой. Мало того, что им не будет никакого дела до своих настоящих родителей, они будут и себя считать людьми. Когда они вырастут, то не будут обращать внимание на прекрасных представителей другого пола, а будут ухаживать за встречным человеком со «вполне серьезными намерениями».

Запечатление матери, которое характерно практически для всех птиц и млекопитающих в природе очень важно. Жеребенок или цыпленок сразу после появления на свет должны следовать за своей мамой, у них нет времени на обучение. Но у них нет и точного представления, что такое «мать». Если детеныш родился и не видит матери в природе, значит она либо погибла, либо не способна заботиться о потомстве. Если мать не способна позаботиться о потомстве, значит ее генофонд не должен сохраниться в природе – для вида, будет лучше если ее детеныш погибнет. В таком случае неважно, кого он успеет запечатлеть в образе матери до своей неминуемой смерти. Но если мать находится поблизости, то ошибки никакой не возникнет и он запомнит ее. Природа практически застраховала себя от ошибок, сделав врожденным не образ матери, а чрезвычайно сильную память в первые часы после рождения. Но поведение человека Природе было трудно предсказать, а тем более его научные интересы. Мало того, что человек начал выращивать птицу в инкубаторах, он еще и с удовольствием занялся ее воспитанием, позволил вырасти до взрослого состояния и принести собственное потомство. Так, в ходе исследований, человек обнажил те механизмы, которыми пользовалась Природа.

Первое исследование в области импринтинга (или запечатления) принадлежит Сполдингу, который в период с 1872 по 1875 год опубликовал 6 статей. В них он рассказал о своих наблюдениях над цыплятами. В возрасте двух-трех дней, они следовали за любым движущимся объектом и у них формировалась прочная привязанность к нему. В 1910 Хейнрот описал подобное поведение у уток и гусей. Выращенные в инкубаторе, они привязывались к человеку. Взрослые птицы принимали их в свою семью, не отличая от остальных птенцов, но сами птенцы считали своими родителями людей и с писком убегали за первым проходившим мимо человеком. Конрад Лоренц (1935) значительно расширил эти ранние представления об импринтинге.

Первое, что нужно сказать, это что импринтинг возможен не в любой момент, а лишь в определенные периоды развития животного. Эти периоды называют чувствительными (или критическими). У разных видов животных эти периоды могут иметь разную длительность. Второе – процесс импринтинга необратим. Если детеныш запечатлел в качестве матери животное другого вида, то общение с сородичами не сможет повлиять на его привязанность. Он всегда будет предпочитать сородичей того, на кого он был импринтирован. Третье – импринтинг оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь животного. Если в определенный период животное не будет общаться с сородичами, то нормального поведения у него не сформируется. Таких несчастных вы и сейчас можете увидеть на спортивных конюшнях. История их типична – часто ими оказываются мерины, кастрированные будучи взрослыми. Такого мерина рано отняли от матери, он был перспективен для спорта и ему не давали общаться с другими жеребчиками и кобылками, боясь, что в играх будущая звезда получит травму. В результате важный период в развитии поведения был пропущен. Когда жеребца кастрировали, его начали выпускать гулять в группе других лошадей, но он держится в стороне от них, он к ним равнодушен – он не умеет общаться.

Другое долговременное влияние импринтинга на дальнейшую жизнь животного проявляется в выборе полового партнера. Подкладывая яйца одной птицы в гнездо другой, ученые выяснили, что в дальнейшем птица выбирает сородичей своего воспитателя, не обязательно представителей своего вида. Все же импринтинг у птенца на птицу возникает легче, чем у птенца на человека. Только если птенец полностью изолирован от сородичей, но постоянно общается с человеком в чувствительный период, он начинает ухаживать не за самками своего вида, а за человеком.

У большинства животных многие черты импринтинга проявляются довольно ярко, но все же не все и обычно не полностью. Поэтому, говоря о лошадях, правильнее было бы назвать этот процесс импринтингоподобным. Методы работы с жеребятами в первые часы и дни жизни становятся все более популярны. Создатели этих методов не стремятся разобраться в терминах и научных тонкостях и называют эти методы «работой с жеребятами в период импринтинга (imprinting technique или imprint training)», «ранним хендлингом (early handling)» или «социализацией с человеком (human socialization)».