Книга "О чем думает лошадь"

Наказание – вечный вопрос

«Сегодня мы поговорим о наказании», – не успела я произнести тему семинара, как слушатели встрепенулись, и на меня полился поток мнений на эту тему. «Хлыстом, точно в момент сопротивления», «нет, шпора гораздо эффективнее», «если свечит, надо повалить, только самому успеть отскочить», «да вы что, маньяки? Лошадь можно научить слушаться только за поощрение», «ну, это так, для неопытных». Сколько лет прошло с тех пор, как я прочитала свою первую лекцию о наказании в работе с лошадью, но каждый раз я продолжаю убеждаться – нет людей, равнодушных к этому вопросу.

Тема наказания волновала ученых и практиков во все времена и во всех странах, но каждый человек заново решает этот вопрос для себя: наказывать или нет? А если наказывать, то как и когда? Чтобы ответить на эти вопросы объективно, нужно ответить на несколько вопросов. Почему мы используем наказание? Чем наказание вредно? В каких случаях оно действенно? Можно ли обойтись без наказания вообще? Итак, по порядку.

Объяснить (не оправдать) популярность наказания не сложно. Оно заложено в человеческой природе – мы, как и все животные, агрессивны, и то, что сопротивляется нам, вызывает в нас раздражение. Наказание в раздражении происходит чаще всего. Вторая причина кроется в нашем детстве. Наша культура пока, к сожалению, склоняет нас быть более жесткими – это касается и детей, и животных. В Швеции, где под угрозой уголовной ответственности запрещены телесные наказания и моральное унижение детей, и к животным относятся мягче. Стали ли шведские дети и звери от этого более распущенными и грубыми? Нет, не стали. У многих людей, которых в детстве пороли, это утверждение может вызвать протест – «как же так?». Дело в том, что люди вообще склонны подражать друг другу (это свойство человека как вида, ни лошадь, ни собака не подражают друг другу в такой степени). «Поротые» в детстве с легкостью начинают пороть собственных детей, сознательно или подсознательно подражая своим родителям. Не меньшее влияние оказывает окружение. И в этом случае пример одинаково касается отношения и к животным, и к детям. Подросток, приходя на конюшню, впитывает поведение более опытных конников и в большинстве случаев подражает им и даже может бояться отступить от выученной схемы. Молодая мама, наблюдая как другие раздают подзатыльники своим детям, может перенять эту манеру поведения — достаточно показать КАК действовать мягче, чтобы и мама, и подростки переняли новый метод и почувствовали, что достигают им не меньшего успеха.

Другая обычная сложность для человека – это привлечь внимание лошади. Мы пытаемся заинтересовать ее, но у нас не получается – тогда мы начинаем усиливать требования (как учитель, повышая голос) и наконец наказываем за невнимательность (учитель в школе обычно поступает также). И последнее в этом списке: часто мы раздражаемся не из-за того, что «тупое животное» ничего не понимает, а из-за того, что «упрямое животное» (как нам кажется) нарочно над нами издевается – не уважает наш авторитет. В таком случае мы, наказывая, проявляем самую настоящую агрессию борьбы за лидерство – столь же неоправданную, сколь и бесполезную.