«Натуральные методы»
Натуральной выездкой, или методом естественных отношений, называют в России работу многих тренеров, которые стараются понять лошадь и находят необычные способы решить проблемы поведения животного. Однако на деле методы этих тренеров имеют свои, часто официально зарегистрированные названия. В России, при разговоре о естественных методах, чаще всего подразумевается Natural Horsemanship; это «бренд», принадлежащий Пату Парелли. Пат Парелли, уроженец Калифорнии (США), в юности выступал на родео, потом занимался тренингом молодых лошадей, интересовался работой с мулами и даже организовал ассоциацию по работе с ними. В работе он стремился к взаимопониманию с лошадью, он хотел, чтобы лошадь выполняла его просьбы без принуждения, чтобы она сама искала общения с человеком. Его представления, на которых он демонстрировал работу с лошадью без уздечки, привлекали много зрителей. Одним из зрителей был Роберт М. Миллер, создатель «импринт-тренинга», который мы обсуждали в главе «Жизнь в табуне». Их совместная работа сыграла не последнюю роль в развитии метода Natural Horsemanship, превратившегося со временем в целую индустрию, включающую клубы, центры, школы, Интернет-сайты и Интернет-магазины.
Другой американский тренер, чей метод Join-Up с тем же успехом можно назвать «натуральным» — Монти Робертс. Этот метод не аналогичен Natural Horsemanship Пата Парелли, хотя в основе его также лежит идея об установлении доминантности человека над лошадью. Сам Монти Робертс, как и Парелли, уроженец штата Калифорнии. В 13 лет он помогал в доставке диких мустангов из Невады для Ассоциации Родео родного города. Во время наблюдений за жизнью диких лошадей, ему и пришла идея, воплотившаяся затем в его методе Join-Up. Прежде, чем Робертс стал известен всему миру как автор книги-бестселлера «Человек, который слышит лошадей» (“The Man Who Listens to Horses”), он выступал в родео, работал каскадером в Голливуде, занимался тренингом скаковых лошадей, а кроме того стал отцом 47 приемных детей в дополнение к троим собственным. В 1997 году он смог с помощью мягких методов объездить дикого жеребца, гулявшего с табуном в Неваде, ничем не ограничивая его движений. Он прозвал этого жеребца Shy boy (Осторожный мальчик) и затем под тем же названием выпустил книгу, ставшую очередным бестселлером.
Natural Horsemanship Пата Парелли и Join-Up Монти Робертса безусловно революционные методы, и я ничуть не хочу принижать их ценность и талант их создателей, говоря, что все же в основе этих методов нет твердого научного знания. Также как и «импринт-тренинг», они появились не как следствие научных исследований, а как идея, философия общения с лошадью и включают множество разных подходов. Мы обсудим один из основных принципов Natural Horsemanship и Join-Up – установление доминирования человека над лошадью. Ученый, изучающий поведение животных, и в то же время признающий успех работы Пата Парелли или Монти Робертса, неизменно сталкивается с одной трудностью: может ли животное одного вида вступать в иерархическую борьбу с особью другого вида? Действительно, в некоторых случаях животное демонстрирует позы и движения, аналогичные таковым в агрессии борьбы за лидерство, но, разбивая поведение на отдельные движения, мы рискуем пропустить заложенный в них смысл. Вспомните смещенные реакции: два жеребца, не решаясь напасть друг на друга или бежать, вдруг начинают щипать траву. Да и мы сами грызем карандаш, когда сталкиваемся с трудной задачей, а не только когда очень голодны.
И снова, как это было с «импринт-тренингом», сперва, на основе общей этологической теории, возникла идея доминирования над лошадью, потом метод установления доминирования, и только сейчас, с запозданием, ученые принялись за исследования – что же в действительности дает этот новый метод? Итальянские ученые С. Сигиери, Д. Тедесчи, С. ДеАндреис, Л. Петри и П. Барагли в 2002 году изучили реакции пяти двухлетних кобыл породы гафлингер на действия тренера, пытавшегося имитировать иерархическое поведение лошадей по методу Монти Робертса. Тренер высылал лошадь из своего личного пространства так, как доминантная лошадь прогоняет подчиненного сородича. В небольшой леваде он, по возможности мягко, побуждал лошадь бежать по кругу. Реакция лошади засчитывалась лишь в том случае, если она начинала демонстрировать признаки подчинения, а именно, опускала голову, направив уши к человеку, и в некоторых случаях демонстрировала «снэппинг» (реакция подчинения, характерная для маленьких жеребят). Во второй фазе эксперимента тренер, заметив признаки подчинения, подходил к лошади и пытался дотронуться до нее, погладить ее лоб и шею. Если лошадь отходила, ее снова побуждали двигаться по кругу. В третьей фазе тренер проверял, достиг ли он своей цели и реагирует ли лошадь на него как на существо, занимающее более высокое положение на иерархической лестнице. Для этого тренер вставал сзади животного, на расстоянии около двух метров, чтобы быть в поле зрения лошади и не подвергать себя опасности, если ей придет в голову лягнуть; и пытался выслать лошадь вперед. Затем он, теперь уже стоя спереди лошади, останавливал ее движение и, наконец, поворачивал ее направо и налево, стоя чуть сбоку и впереди лошади, чтобы быть в поле ее зрения. Четыре кобылы из пяти восприняли эту версию метода Join-Up в первый же день. Им потребовалось в среднем 7,5 минуты на первую фазу, 6,1 минуты на вторую и 11,5 минуты на третью. Итак, за 25 минут четыре из пяти молодых необъезженных лошадей, которые в любой момент могли убежать от тренера, и которые ни разу не были наказаны, научились двигаться по сигналу человека. Пятая кобыла, имевшая негативный опыт с транспортировкой в прошлом, успешно закончила обучение на следующий день.
В 2003 году уже знакомые нам П. Барагли, С. Сигиери, С. ДеАндреис, вместе с А. Газано и С. Никол сравнили поведенческие реакции восьми двухлетних итальянских тяжеловозов при традиционном тренинге и тренинге по системе Монти Робертса. В исследовании итальянских ученых выявились значительные различия в восприятии лошадьми разных методов тренинга. Группа лошадей была разделена на две группы по четыре лошади. Каждую лошадь тренировал свой тренер, чтобы особенность работы одного из них не оказала влияние на результат исследования. Все лошади были необъезженны, и экспериментальный тренинг считался оконченным, когда лошадь спокойно позволяла надеть недоуздок и дотронуться до любой части тела, не проявляя никаких признаков сопротивления. В результате, при традиционном тренинге лошади более чем в три раза чаще пытались убежать или вырваться от тренера и в 20 раз чаще проявляли агрессивность, а при тренинге по методу М. Робертса лошади проявляли большее внимание, исследовательскую активность и в целом были более возбуждены. Результаты двух этих исследований очень интересны, однако этого явно недостаточно. В то время, когда «натуральные методы» становятся всемирным увлечением, мы, на самом деле, все еще почти ничего о них не знаем. Сможем ли мы когда-нибудь понять, что думают о нас лошади и на чем вообще могут основываться наши с ними взаимоотношения?