Рубрика книги о бездомных собаках

Если собака по-настоящему опасна…

Ежегодно по всему миру тысячи людей страдают и гибнут от собачьих укусов. Нельзя недооценивать опасность, которую представляет испуганная, не доверяющая людям, защищающая свою жизнь собака, особенно, если она выросла в изоляции, и не получила правильного представления о мире. Надо сказать, что, по статистике, виновниками смерти людей чаще становятся «благополучные» домашние собаки (из-за проблем поведения) или бродячие (из-за трагического стечения обстоятельств — человек зашел на территорию стаи, вел себя непонятно и пугающе для собак, или сам испугался и побежал). Вряд ли вы станете подбирать на улице агрессивную к вам собаку. Дворняги из приюта могут проявить агрессию, если испугаются, или вы причините им боль, или как в случае, описанном в предыдущей главе. Укусы могут быть достаточно серьезными, но наносятся они псом для того, чтобы защититься от вас, дистанцироваться, а не чтобы убить.

Есть несколько достаточно типичных ситуаций, в которых вы должны быть готовы к опасности для жизни и вести себя соответствующе.

1) Бешенство. Столкнувшись с агрессией собаки с улицы или из приюта, это — первое, что вы должны исключить (см. главу «Чем можно заразиться от бесхозной собаки»).

2) «Хронические отказники». Посмотрите на представителей одной породы: сперва вам кажется, что они все одинаковы, но, приглядевшись, вы заметите, что среди них есть собаки покрупнее и помельче, с окрасом посветлее или потемнее, с пятнами побольше или поменьше. Так же, как и внешность, поведение собак одной породы достаточно изменчиво. Многие породы выведены ради способности собаки проявлять агрессию в определенных ситуациях, но некоторые их представители более агрессивны, чем другие. Невозможно предсказать, в какой момент «рубеж» будет перейден, и агрессию охранной собаки уже невозможно будет назвать адекватной. Генетическое разнообразие внутри одной породы снижено до предела (некоторые собаки одной породы различаются генетически меньше, чем детеныши от родителей при естественном отборе). Многие признаки породы достигаются за счет особенностей функционирования гормональной системы (самые известные примеры: брахицефалия бульдогов, акромегалия борзых и доберманов, хондродистрофия такс и бассетов). Грань между породообразующим признаком и патологией гормональной системы также очень тонкая. Ситуация усложняется еще больше из-за того, что некоторые породы имеют несчастье привлекать людей с отклонениями поведения. Такие владельцы сводят с ума или намеренно обучают изначально вполне нормальных и безопасных собак вести себя агрессивно.

В результате, если вы берете породистого «отказника», вероятность, что он окажется агрессивным (и опасным, если это достаточно крупный пес) больше, чем когда вы берете дворнягу. Если у вас уже был доберман в прошлом, доберман-отказник легче найдет отклик в вашей душе, чем пес другой породы. Породистую собаку тянут до последнего: не усыпляют и не помещают в приют. Людям кажется, что найти ей другого хозяина — гуманнее. Другие люди охотно берут породистого пса, потому что видят в нем своего прежнего питомца или хотят сэкономить на покупке. Так получается, что агрессивные «отказники» проходят через много рук, и каждый новый хозяин думает, что предыдущий плохо обращался с собакой, пытается корректировать ее поведение, и после того, как вся семья уже покусана, сдается и… находит следующего владельца. На деле может оказаться, что у собаки опухоль мозга, и в этом причина ее усугубляющейся агрессии (это реальный случай из практики), но чаще всего у пса просто серьезное отклонение в поведении, которое в таких обстоятельствах невозможно полностью скорректировать*. Единственное, что остается делать хозяину, который во что бы то ни стало решил помочь собаке, это наладить уход за ней, как за диким животным. Вам может показаться, что это звучит ужасно, но, поверьте, перекидывать проблемную собаку от хозяина к хозяину, гораздо более жестоко и по отношению к ней самой, и по отношению к людям.

3) Собаки с пропущенным периодом социализации. Собаки, выросшие на улице, встречают в раннем возрасте множество разных людей. Они могут недолюбливать детей, рычать на ребенка и даже «тяпнуть» его, если тот лезет к ней в миску. Это опасно, но не смертельно. Собака понимает, что ребенок — это человеческий детеныш, она пытается прогнать его и не хочет убивать. Редкая, но очень опасная проблема бывает с питомцами, выросшими в изоляции у сумасшедших хозяев или в плохом приюте. Они видели только взрослых людей и могут вести себя с ними дружелюбно, никогда не проявляя агрессии. Но когда такие собаки встречают детей, то реагируют на них так же, как если бы встретили зайца или оленя. Пес со слабо выраженным охотничьим поведением предпочитает обойти стороной, а склонный преследовать все, что движется, — начинает охотиться. Такой пес не рычит и не лает на детей, он пристально наблюдает за маленьким ребенком, не сводя с него глаз, старается подойти к нему со спины, выбрать момент, когда родители вышли из комнаты (никто не конкурирует за добычу) и напасть. Такое поведение по-настоящему смертельно опасно для ребенка, но встречается оно очень редко, только по отношению к детям до 3–4 лет. Преувеличивать риски, паниковать, что вам досталась именно такая собака — не надо. Возможно, она подходит к ребенку со спины, потому что боится его, хочет обнюхать, но остаться незамеченной. Наблюдайте за питомцем, контролируйте ситуацию, не создавайте лишней напряженности внезапными окриками и, тем более, непонятным для питомца наказанием.

И никогда не оставляйте новую собаку наедине с ребенком в первый год ее жизни у вас.

Предположим, что вы уже взяли собаку в дом, и только теперь осознали, насколько она опасна. Что делать в этом случае?

От знакомых владельцев собак и от специалистов вы наверняка получите несколько типичных советов: «усыпите», «отдайте другим людям или в приют», «это ерунда, немного потренируете, и все будет хорошо». Поведенческие проблемы, как и физиологические, могут быть показанием к усыплению, но прежде, чем умерщвлять собаку, добейтесь приезда специалиста на дом (это не тот случай, когда стоит доверять диагнозу по телефону), попробуйте применить основные меры коррекции, чтобы принять взвешенное решение и не пожалеть о нем позже. Если в вашем доме есть дети, то большинство специалистов не станут корректировать поведение агрессивной собаки в вашей семье, а порекомендуют найти ей новых хозяев без детей (согласившись работать с животным там). Любая проблема поведения не «излечивается» моментально, бывают улучшения, ухудшения и снова улучшения. Профессиональная этика не позволяет специалистам подвергать ребенка риску. По статистике, детей кусают чаще, чем взрослых. Детей чаще кусают за лицо. Даже когда это сравнительно небольшие, неопасные травмы, они могут сильно повлиять на жизнь ребенка в будущем, его самооценку и отношения со сверстниками.

Люди, которые считают проблему несерьезной и легко корректируемой, возможно, сталкивались прежде с преувеличениями, когда хозяева жаловались на «ужасную агрессию», а на деле все оказывалось совсем не так безнадежно. Именно поэтому для принятия ответственных решений вам необходимо добиться очной консультации с хорошим специалистом. Будьте готовы к тому, что получить такую консультацию — тоже непросто, так как не все специалисты работают с агрессивными питомцами.

Временно или постоянно у вас будет жить агрессивная собака, и первая ваша задача состоит в том, чтобы наладить безопасный уход за ней. Вы должны понимать: собака может быть опасной, но это не значит, что от нее обязательно кто-то пострадает, будь то хозяин или чужой человек. За укусы домашних животных несут ответственность только люди!

Сотни лет люди держат в неволе тигров и других крупных хищников, некоторые из этих зверей были выловлены в природе, так как стали людоедами, нападали на людей. При хорошо налаженном уходе эти опасные животные не причиняют вреда людям. Для содержания чрезмерно агрессивной собаки вам понадобится большой вольер или клетка (по размеру примерно вдвое больше обычных). Посередине вольера вы можете поставить дополнительную стенку с проходом, которую вы сможете выдвигать, чтобы убраться в одной или в другой части вольера. Клетку можно разделять, приготовив для этого прутья, чтобы пропускать их через решетку на разной высоте и создавать временную перегородку.

Когда собака бросается на решетку клетки, не кормите ее во время лая, рычания и бросков в вашу сторону. Дожидайтесь, когда она замолчит, хотя бы немного успокоится, а после этого ставьте ее миску (у вас должна быть возможность это делать, не просовывая руки через решетку). Вы также можете кидать ей куски корма за хорошее поведение: молчание, прекращение агрессии, дружелюбное поведение. Каждый раз, когда вы подходите к клетке и собака начинает бросаться на решетку, ждите и не отходите до тех пор, пока она это делает. Не надо смотреть ей в глаза или ругать ее, просто ждите и, как только она замолчит, — отходите от клетки и занимайтесь своими делами.

Описанная тактика срабатывает всегда, даже в самых запущенных случаях. Успех приходит быстро — зачастую за 3–4 дня, реже — за 2 недели. Если прошло 2 недели и собака продолжает кидаться на решетку при вашем приближении — вы точно используете описанную методику неверно. Обратитесь к специалисту, чтобы он объяснил вам, какие ошибки вы делаете. Однако, гарантированно вы можете добиться того, чтобы собака общалась с вами дружелюбно через решетку. Она будет радоваться вашему приходу, вилять хвостом и брать еду. Но не торопитесь открывать дверцу клетки. Когда ваши руки окажутся слишком близко, собака может снова запаниковать и перейти в наступление. Если она переходит к нападению не сразу, а сперва рычит, скалит зубы — еще не все потеряно. Научите ее отступать от дверцы назад, как можно дальше от вас, и только тогда открывайте дверцу (будьте готовы сразу закрыть ее, если собака начнет рычать). Если пес будет в глубине клетки, переход от того, что он был защищен решеткой к тому, что вы оказались совсем близко и вас больше ничего не разделяет, получится более плавным, и он не проявит агрессии снова.

Бывает, что собака встречает вас радостно, виляет хвостом, вы гладите ее через прутья, но в какой-то момент она может резко броситься на решетку снова, не показывая заранее никаких угроз. В этом случае, к сожалению, прогноз очень плохой. Нужно обратиться к ветеринарному врачу, который специализируется на поведенческой медицине. Некоторые психотропные препараты могут усугубить агрессию, другие — чудесным образом улучшить состояние собаки и поддержать коррекцию ее поведения. «Самолечением» в этой ситуации заниматься нельзя ни в коем случае. Медикаментозная терапия должна проводиться под наблюдением ветврача*. К примеру, если у собаки есть нарушения функции щитовидной железы, в ответ на психотропный препарат у животного могут появиться определенные реакции в поведении. Опытный специалист скорректирует дозировки или поменяет препарат. Совмещая медикаментозную и поведенческую терапии, вы можете дать агрессивной собаке от полугода до 2–3 лет достаточно нормальной жизни: вы сможете так развить ее доверие, что будет возможно надевать на нее намордник, выводить гулять, играть. Забывать о поведенческих проблемах такой собаки опасно, так как любые новые события, несчастные случаи, заболевания или попросту запах течной суки (даже если речь идет о кастрированном кобеле) могут выводить ее из трудно налаженного равновесия, и тогда регресс неизбежен. К тому же, собаки быстрее, чем люди, привыкают к психотропным препаратам, и тогда необходимо снова подбирать лекарство и его дозировку.

Если собака не настолько агрессивна, чтобы постоянно держать ее в клетке, приобретите удобный намордник (например, сетку из толстого прочного пластика «Баскервиль»), который она сможет носить практически постоянно (см. главу «Приучение к наморднику»). Особенность такого намордника в том, что собака может в нем дышать, открыв пасть и высунув язык, а также может пить. Все это делать ей, конечно, не так удобно, как без намордника, но это наименьшее из зол, которые могут случиться с опасно-агрессивной собакой из-за ее проблемы поведения.

Очевидно, насколько не простое дело — жить и работать с опасно-агрессивной собакой. Естественно, во многих приютах разных стран принимают решение об эвтаназии таких животных, приравнивая серьезные поведенческие нарушения к неизлечимым болезням, при которых невозможно обеспечить собаке благополучную жизнь в приюте. Никакой надежной системы критериев для принятия таких сложных решений пока не существует. Это всегда сложное решение, которое принимают главы приютов, взвешивая все «за» и «против», оценивая риски для потенциальных хозяев и для сотрудников, ухаживающих за собакой, а также силы и время, которые могли бы быть направлены на помощь огромному количеству других питомцев, также нуждающихся в ней.

История из жизни

«Мы прочитали в группе помощи мопсам, что на улице в Калуге найден мопс, весь израненный, с очевидными неврологическими проблемами. Его привезли в Москву на лечение, и мы взяли его на передержку. В то время у нас уже был другой мопс — Моисей, ему было чуть больше года. Потом мы просто не смогли отдать Бубу обратно, хотя его готовы были забрать в Калугу. Он живет с нами уже 1,5 года.
Спустя два или три месяца нашей совместной жизни, когда мы уже залечили основные раны и вроде бы добились ремиссии в состоянии Бубы, он вдруг начал проявлять очень сильную агрессию к нам. Он перекусал нас всех и не думал успокаиваться, причем кусался он действительно сильно и очень больно, прокусывал руки через пуховик. Это был момент, когда мы думали, что не справляемся и, что ему надо поискать других хозяев. Но мы обратились к неврологу, и он назначил нам новое лечение, на фоне которого агрессия почти прошла. Я говорю почти, потому что Буба до сих пор довольно опасный товарищ, просто мы научились с ним жить и уважать его границы. Больше мы отдать его никогда не хотели и не захотим, он наш любимый и дорогой сыночек.
Наталья Кукушкина про мопса Бублика

«Всё было ожидаемо, кроме того, что собака не выносит детей, и у нас не было возможности с этим полноценно работать. Не с кем. Теперь я чувствую приближение детей метров за 50».
Элла Зарски, хозяйка джек-рассела Моль (11 лет, до 1 года поменяла несколько семей)

«У меня были всегда пудели. Нашла команду помощи пуделям. Посмотрела и решила взять собачку у них. Ведь когда их бросают, они такие несчастные.<…> Собаку бросили. Никто ее не искал. В общем привезли. Первое впечатление, сначала нормально. Потом понимаешь, что в доме оказался зверь. Вот уже третий год пошел, как моя Шелл живет с нами. <…> Кусается, первое время кусалась очень сильно, и было обидно, просто не понятно: за что? За то, что погладила».
Марина Иванова про 6-летнего пуделя, принятого в семью 2 года назад


* В конце 1990‑х ученые и практики забили тревогу, когда среди представителей породы английский кокер спаниель стало появляться все больше и больше агрессивных собак. Некоторые любители породы утверждали, что все дело в плохом воспитании, что порода не при чем. Однако ряд исследований доказал, что в породе и в самом деле возникло наследственное отклонение поведения. Суть этого нарушения в том, что собаки больше подвержены стрессу и склонны реагировать более агрессивно при незначительных для обычных животных негативных воздействиях. В результате они начинают нападать на хозяина внезапно, без видимой причины, не адекватно ситуации. Характерен для этого типа агрессии «остекленевший взгляд», будто собака не осознает свои действия. В целом, известно, что концентрация серотонина («гормона счастья») в крови у агрессивных собак ниже, чем у дружелюбных. У английских кокер-спаниелей, которым был поставлен диагноз «идиопатическая агрессия», концентрация серотонина в крови была еще ниже, чем у агрессивных собак других пород. [Amat, M., Le Brech, S., Camps, T., Torrente, C., Mariotti, V. M., Ruiz,
J. L., Manteca, X. (2013) Differences in serotonin serum concentration between aggressive English cocker spaniels and
aggressive dogs of other breeds. J Vet Behav: Clin Appl Res. 8 (1):19–25]. Грамотная селекционная работа помогла снизить частоту проявления проблемы у большинства представителей породы, однако у метисов и спаниелей из плохих питомников она все еще случается. При плохо организованной племенной работе идиопатическая агрессия также встречается в некоторых линиях других пород собак: у гладкошерстных такс, корги-пемброк, джек рассел терьера и других.
 
** Медикаментозная коррекция чаще всего бывает направлена на повышение концентрации серотонина в крови, которая у агрессивных собак всегда имеет запредельно низкие значения. Электрический ток, даже невысокого напряжения, ни в коем случае не должен использоваться для коррекции поведения агрессивной собаки. И, тем более, совмещаться с применением психотропных препаратов. В ответ на удар током кортизол резко повышается, а концентрация серотонина падает. Таким образом, физиологически проблема усугубляется. Когда электрический ток используют одновременно с препаратами, то фактически это просто бессмысленная пытка животного.