Книга "О чем думает лошадь"

Прежнее место работы

Яркие жокейские камзолы, легкие беговые качалки, разноцветные препятствия конкура или широкие банкеты в троеборье, красивая музыка в выездке и даже древние тропы, по которым вы едете на лошадях, с вьюками, притороченными к седлам — конный мир невероятно широк и разнообразен! Но это только с точки зрения человека — лошади придерживаются совсем иного мнения на этот счет. Для лошади важны: длительность, интенсивность и равномерность тренировок; особенности контакта с человеком; присутствие других лошадей; и чувство контроля над ситуацией.

Разберемся по порядку: длительность тренировки примерно одинакова в выездке, конкуре, троеборье, скачках, бегах, спортивном прокате, конных играх, иппотерапии. Человек занимается с лошадью несколько часов в день, остальное время животное предоставлено само себе. Тренировки достаточно равномерные — практически каждый день, за исключением выделенных выходных. Интенсивность может быть различной. В спорте тренировки более интенсивные, в иппотерапии лошадь несет меньшую физическую нагрузку. В отличие от названных видов деятельности, тренировки лошади в городском прокате, туризме, пробегах и милицейской службе могут сильно различаться по длительности, равномерности и интенсивности — день на день не приходится. Интенсивная ежедневная нагрузка может сменяться периодами бездействия, отдыха. Длительность тоже неодинакова: в пробегах и туризме «тренировка» (скорее просто «работа») может длиться днями и сменяться днями с меньшим временем движения; в городском прокате все зависит от количества клиентов, а милицейская лошадь ежедневно тренируется как спортивная лошадь, но некоторые дни целиком проводит под седлом при патрулировании в парках, в городе и т.д.

Длительность, интенсивность и равномерность предопределяют особенности контакта лошади с человеком. В случае коротких и интенсивных тренировок, контакт лошади с человеком также короток и требует от нее постоянного внимания. Длительные, неравномерные тренировки (интенсивность в данном случае роли не играет) приучают лошадь к постоянному присутствию и взаимодействию с человеком. В такой ситуации невозможно постоянно быть начеку и ждать команды, поэтому лошадь больше ориентируется на общее поведение человека (которое он может сам за собой не замечать) и не столь четко реагирует на средства управления.

Равномерность тренировок и качество контакта с человеком дают лошади чувство контроля над ситуацией, о котором мы уже говорили в начале главы «Как лошадь учится». Как вы помните, «контроль над ситуацией» не предполагает, что лошадь принимает решения самостоятельно, часто даже наоборот. Лошадь чувствует, что контролирует ситуацию, если знает что последует дальше. Непредсказуемый человек быстро доводит лошадь до нервного стресса: она не знает, что ей ждать от окружающей ее среды, не контролирует ситуацию и нервничает. Если длительность и интенсивность тренировки — это лишь характеристики, имеющие свои плюсы и минусы, то «контроль над ситуацией», ощущаемый лошадью, — это всегда плюс, а отсутствие этого контроля — это всегда минус.

В выездке и конкуре тренировки равномерны, похожи друг на друга изо дня в день. Если всадник последователен в своих действиях, терпелив, не заставляет лошадь делать то, к чему она еще не готова, то лошадь чувствует контроль над ситуацией и уверенна в себе. Однако ее жизнь настолько размерена, что лошади трудно привыкнуть к чему-то новому, поэтому переезд или соревнования заставляют ее сильно нервничать и она тут же теряет контроль над ситуацией. Часто можно услышать совет почаще выступать на соревнованиях или хотя бы привозить на них лошадей, устраивать внутриклубные подготовки к соревнованиям. Это важно именно для того, чтобы выступление не становилось для лошади нервным потрясением между долгими периодами спокойных предсказуемых тренировок в конном клубе, чтобы и в незнакомом месте лошадь быстро восстанавливала спокойствие и уверенность в себе.

Добавим последний фактор — присутствие других лошадей. Человек не может заменить лошади ее сородичей, поэтому в группе лошади чаще ориентируются на других лошадей, чем на своего всадника (или наездника в бегах). Скаковая лошадь проходит очень небольшой тренинг и плохо понимает, что вокруг нее происходит. Зато на дистанции она чувствует контроль над ситуацией — она убегает вместе с другими лошадьми от чего-то и, чтобы убежать, скачет как можно скорее. Так как она остается жива и невредима, потом отдыхает, ест и пьет, то, по ее мнению, она успешно убежала. Бег подкрепляет сам себя, и лошади не терпится начать скачку (из-за чего она может выскакивать из бокса). Бега требуют, чтобы лошадь бежала рысью, а при слишком сильном возбуждении лошадь срывается в галоп. Она неохотно отделяется от других лошадей и чувствует себя неуверенно в одиночестве, вдруг оказавшись без лошадей и с ее точки зрения — в опасности.

Троеборье предполагает более разнообразные тренировки, чем конкур и выездка, и, что особенно важно, не только в пространстве плаца или манежа. По этой причине средняя троеборная лошадь смелее и увереннее в себе, чем средняя лошадь, скажем, в выездке. В спортивном прокате лошадь постоянно общается с разными людьми. Если из выездки лошадь попадает в прокат, первое время она ужасно нервничает и сопротивляется новым всадникам. Одна из причин этого — потеря чувства контроля над ситуацией. Затем лошадь начинает понимать, что требуют от нее всегда одно и то же, и важен для нее становится не всадник, а тренер в центре плаца или впереди идущая лошадь. Чувство контроля над ситуацией появляется снова, лошадь успокаивается — и перестает общаться с людьми. В пробегах и туризме лошадь научается быстро адаптироваться к новым, часто меняющимся условиям. Хотя она легче принимает новое окружение, ей, чтобы обрести чувство контроля над ситуацией, приходится «цепляться» за то, что неизменно — в пробегах это всадник, в туризме — соседние лошади. Попробуйте в туристической группе развернуть свою лошадь и уехать в другую сторону — что скажет вам лошадь? Если весь туристический маршрут рассчитан на несколько часов, то лошади его очень хорошо знают. Если лошади не чувствует себя в группе лошадей — она возвращается домой, она не пытается установить контакт с всадником, изначально не доверяет ему — ведь всадники меняются каждый день.

Рассуждая таким образом, вы легко можете оценить с точки зрения лошади любой, не названный здесь, тип ее использования. В окончание остается сказать лишь несколько слов о городском прокате. Городской прокат — когда лошадь водят в город, чтобы катать детей или попрошайничать на улице — это самое печальное место пребывания лошади. Интенсивность и длительность работы велики, предсказуемость окружения и событий — мала. Лошадь не чувствует контроля над ситуацией, часто обессилена и больна. Не нужно быть зоопсихологом, чтобы увидеть в какую тяжелую депрессию погружены несчастные уличные страдальцы.