Сражение по правилам
Лошади не стремятся к уничтожению друг друга, и в большинстве случаев соперничество ограничивается лишь угрозами. Тот, кто менее уверен в себе, уступает и ссора заканчивается. Однако если соперники примерно равны по силе и уверены в себе, сражение их может быть долгим, жестоким и привести к смерти одного из них: любая сильная травма не оставляет лошади в природе шанса на спасение. Косячные жеребцы на всю жизнь сохраняют огромные шрамы, оставшиеся от таких драк. В ходе эволюции некоторые движения и позы, предшествующие жестоким сражениям, закрепляются и становятся ритуалами. Эти ритуалы помогают животным решать конфликты с наименьшими потерями. Жеребец, выросший на конюшне, не игравший со сверстниками, не умеет драться и не знает ритуалов, не умеет оценить силу противника, продемонстрировать подчинение и этим прекратить драку. Драка в таком случае становится опаснее и для него, и для его противника.Встреча двух жеребцов может происходить на территории косяка, когда чужак пытается отбить из него кобыл или изгнать вожака, а может произойти на нейтральной территории. Поведение соперников будет различаться в зависимости от этого. В первом случае чужак обегает весь косяк. Навстречу ему выбегает косячный жеребец. Если косячный жеребец замечает пришельца раньше, то затабунивает косяк и отводит в сторону, и лишь затем выбегает навстречу чужаку. Ритуалы дают возможность заменить физические удары психологическими. Первое, что делает жеребец при встрече с соперником – это демонстрирует себя, свою силу. Изогнутая дугой шея, преувеличенная толстым калканом (отложением жира в гребне шеи) делает жеребца выше и массивнее: в сражениях копытных победителем часто оказывается тот, чья масса тела больше. Затем противники подходят друг к другу, обнюхивают морду и шею, демонстрируя уверенность в себе и намерение драться. Мгновенно оценив друг друга, они пытаются еще перед дракой запугать соперника. Жеребец ударяет другого прямой передней ногой, устрашающе визжит, резко взмахивает головой. Они оба боятся и ненавидят друг друга, их агрессия уравновешена желанием избежать столкновения, и поэтому они могут довольно долгое время не переходить к действительному сражению. Жеребец, если он менее уверен в себе или его стремление настоять на своем слабее, на этой стадии может продемонстрировать подчинение – выйти на корпус вперед, опустив шею ниже уровня холки, и позволить себя обнюхать, а затем уйти. Поза подчинения прямо противоположна позе доминирования – побежденный старается стать меньше, казаться безопасным. Если намерения обоих неизменны, после угроз и визга, жеребцы переходят к действительному сражению: они поднимаются на дыбы, бьют друг друга передними ногами, с характерным визгом кусают друг друга широко раскрыв пасть и оскалив передние зубы, борются шеями, стараясь пригнуть голову соперника к земле, падая на запястья и снова вскакивая. Весной, в период гона, такие схватки случаются чаще. Страшно наблюдать за действительным сражением – всегда изящные и гордые кони превращаются в настоящих демонов: визг, развевающиеся гривы, расширенные ноздри, оскаленные широко раскрытые пасти на длинных мускулистых шеях… Наверное именно эти впечатления владели художниками, когда те рисовали огнедышащих драконов.
Временами оба жеребца разворачиваются и лягают друг друга, бегают концентрическими кругами и снова сражаются. Уступившего соперника победитель преследует, кусает. Тот, если не может убежать, останавливается, демонстрирует подчинение. Затем победитель откладывает несколько катышков навоза, разворачивается и обнюхивает его (или лишь изображает, что нюхает несуществующий навоз), утверждая этим свое «право на территорию».
Встреча на нейтральной территории обычно ограничивается демонстрациями. Жеребцы подходят друг к другу, обнюхивают морды, разворачиваются в разные стороны, делают несколько шагов, опустив голову к земле (изображая, что нюхают навоз). Иногда они в самом деле поочередно откладывают катышки навоза, обнюхивают его и приглашают соперника к обнюхиванию. Затем они расходятся или снова обнюхивают морды друг друга. Также ведут себя жеребцы двух косяков при встрече. Их косяки, оставаясь на довольно большом расстоянии, наблюдают за их встречей. В табуне, состоящем из нескольких косяков, жеребцы знают друг друга «в лицо». Они всегда пасутся поодаль друг от друга, как бы делят пастбище между собой. Косяки не уходят далеко от своего вожака. Хотя общение владельцев косяков в основном ограничивается приветствиями, в случае опасности вожаки способны объединяться и действовать сообща.